Начался не принципиально новый передел

Будущее определяется чем-то, что порой трудно увидеть невооруженным глазом. Однако процесс будущего всегда формируется на одних и тех же принципах.Один из них – “деньги идут туда, куда течет внимание человека”. Так вот, будущее определяется тем, куда это внимание течет в настоящем времени.

Давайте посмотрим, куда же оно течет? Но прежде, определимся с тем, что уже существует или существовало (так правильнее сказать).

Глава 1. Труд.

Человеческий взор всегда был направлен на труд, поскольку именно труд обеспечивает выживание человека. Грубо говоря, если ты не способен производить ценности (то, что кому-то необходимо) – ты никому не нужен. Мы не трогаем здесь аспект секса, без которого также человек (человечество) не выживает. Мы возьмем аспект труда как процесс деятельности в приложении именно личных (непосредственных) усилий конкретного человека, поскольку этот процесс образует фундамент не просто физического выживания: возможности менять свой труд  на еду, кров, развитие и пр. (то, без чего человек не выживает физически). Труд – это прежде всего духовный аспект, поскольку он вытекает из а) цели (чисто духовного свойства человека) и б) воли человека. Свойство труда для человека выражается в том, что он через труд реализует вселенскую функцию: воздействие на физические объекты с целью заставить их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. В общем, чистое творчество!

Обратите внимание на два признака в отношении труда:

  1. Воздействие человека именно на предметы природы (в следующем главе мы увидим на что еще человек может воздействовать);

  2. Возможность обменивать результат своего труда на кров, еду, развитие и прочие необходимые потребности.

Глава 2. Капитал.

Еще один феномен в жизни человека – капитал. Капитал – это совокупность имущества, которое создает прибыль. А если точнее – возможность приобретать ценности; выживать. Достаточно иметь 3 -4 квартиры, чтобы получать доход, и в принципе можно не трудиться. И когда мы начинаем всматриваться в этот феномен человечества (капитал), мы понемногу начинаем понимать, что капитал – это что-то вроде альтернативы труду. Иными словами, не обязательно трудиться (имеется ввиду трудиться в контексте двух признаков, указанных выше), чтобы выживать. Достаточно обладать капиталом. Но трудиться, обладая капиталом, не обязательно! Кстати, отсюда и появляется идея захвата, формирующая основу будущих социальных конфликтов.

Итак, ключевым моментом в феномене капитала (в отличие от труда) является следующий момент: в капитале происходит приложение усилий в направлении увеличения капитала – имущества (включая рабочую силу), создающего прибыль, а не приложении усилий в направлении что-то лично производить (трудиться). Капиталист имеет намерение не просто произвести ценность (ценный продукт), но прилагать усилия для удержания права на владение капиталом, поскольку извлекать полезные свойства из капитала возможно исключительно при одном главном условии: подавлении воли других потенциальных кандидатов бороться за право иметь капитал. Так возникает правопорядок и государство, которые по сути защищают владельцев капитала от возможности потерять это право.

Существует еще один важный момент в аспекте понимания феномена капитала. Капиталист имеет намерение не просто произвести ценность (продукт), но удержать капитал, который производит эту ценность. Но, зачем? Ответ: чтобы выживать, но не не трудиться. Причем, отказ от труда в параметрах вышеназванных признаков (глава 1) возникает незаметно и естественно. То есть, когда уменьшается потребность трудиться, увеличивается потребность преумножать капитал, чтобы иметь возможность выживать без труда.

Приобретенное право на капитал снижает потребность человека производить что-то лично, но способствует стремлению увеличивать капитал. Труд и капитал – это два противоположных (разнонаправленных) вектора с одним и тем же конечным результатом: выжить. Только в одном векторе находится большая степень духовного, а в другом – эгоистического.

Намерение удерживать юридические права на имущество, производящее прибыль – капитал, и наращивать последнее, обратно пропорционально намерению лично производить ценность (для других).

Есть даже целая теория господина Киосаки, которая объясняет ценность пассивного капитала (деньги текут, а ТРУДИТЬСЯ не нужно). Многие удивленно спросят: а что здесь не так? Одним предложением ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Но, одно можно все же понять сразу: личный труд всегда направлен на физический объект (сооружения, растения, животный мир, орудия труда прочие физические предметы), а не насознание, волю людей. Напротив, стремление к наращиванию капитала всегда направлено не на физический объект, а на сознание, то есть на самого человека.

Здесь можно было бы обозначить стоящий способ жизни человечества:совместная деятельность людей, направленная на физические объекты (а не на друг друга) с целью заставить эти объекты взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели конкретных людей.Но, этот стоящий способ жизни является скорее идеальной картиной, нежели практической целью.

Капитал – это  всегда результат воздействия на волю человека. Капитал нельзя создать, не подчинив себе чью-то волю (убедив, обманув, запугав).

Нужно также отметить еще один интересный момент. Посмотрите, какая гигантская “армия” в современном мире работает именно на капитал! В США и Европе – это “белые воротнички”, в странах бывшего СССР – чиновники и силовики. Даже в СССР, несмотря на видимые атрибуты плановой экономики, во главе стояла прибыль (которая собственно и погубила СССР). Формы и степень разные – суть одна. И те и другие обслуживают именно капитал, то есть, они направляют свое внимание и усилия на приобретение юридических прав именно на имущество (включая, трудовые ресурсы), создающее людские ценности, забывая, что именно труд (непосредственное приложение усилий в направлении предметов природы) есть признак человека-разумного-духовного.

Глава 3. Новый передел.

Первое, что можно отметить сразу. Человечество может пойти по пути “труда” – коллективного производства ценностей (без стремления приобретения прав на капитал). В это, хотя и трудно поверить, тем не менее, этот вектор невозможно просто не учитывать – взять и скинуть со счетов. Второе – человечество может продолжить свой путь наращивания капитала – способа глобализации. Вот, где, кстати, лежит ее формула – увеличение расстояния между капиталистами (создающими прибыль на основе владения капиталом) и трудящимися (прилагающими свои физические усилия в непосредственном производстве ценностей), которые по сути так же являются капиталистами, поскольку поддерживают постулат капитала, то есть, они хоть и наемные труженики, но на самом деле, хотели бы быть капиталистами.

И все же что-то чувствуется в этих рассуждениях не совсем точное. Да, формула всех революций ясна. Но, все это в прошлом. А относительно будущего что-то не совсем вяжется. Глобализация (разрыв между трудом, как желаемым постулируемым элементом, и капиталом, как реализованным элементом) растет, но с другой стороны, ее конца как бы не видно. Это что? Она (глобализация) так и будет длиться вечно? А если нет, то что может быть поставлено в противовес одному и второму (труду и/или капиталу)?

И самый главный вопрос: что будет править нами в будущем? Труд? Капитал? Или что-то иное?

Чтобы попытаться постичь ответ на этот вопрос (что именно будет править миром завтра) мы можем обратить внимание на такие социальные бизнес-эффекты или, называемые в простонародье “звездочками”, как ebay, Viber, instаgram и пр.

Причем, обратить внимание стоит именно на то, что именно лежит в основе этих “звездных проектов”. Капитал? Нет. Instegram и Viber – создали небольшие группы людей, не обладающие никаким капиталом (имуществом, на базе которого создавался бы этот продукт). Эти продукты создали, как говорится, пару человек на идее и еще чем-то! И, при этом, люди эти не из Силиконовой долины. Даже eBay по существу, купившая PayPal, не была создана на чистом капитале (хотя и имевшего быть место в этом проекте), поскольку купленная им PayPal – это не результат а) физического труда или б) капитала. Все эти и подобные им проекты не имеют в своей основе фактора разделения физического труда и капитала в терминах этой статьи.

У всех этих “звездных” проектов одна основа – идея (замысел), а не капитал (юридические правана средства производства) или капитал плюс физический труд.

И капитал и физический труд не могут быть исключены из процесса. Но, вполне разумно предположить, что не они будут являться основой возникновения ценностей в будущем. Вполне вероятно, что нашим будущим будут управлять люди “немного трудящиеся», и одновременно с этим, не являющиеся владельцами заводов, газет, пароходов. Нашим будущем будут управлять люди, способные создавать идеи, и лично их реализовывать (трудиться). Наше будущее – это производственные отношения, основанные на смыслах – ментальных, а не физических ценностях, и именно они будут учитываться в бухгалтерском учете в графе “активы” и “основной капитал”.

Осталось отметить только один аспект.

В какой форме это будет происходить? Если, например, труд всегда реализовывался в форме физических усилиий, а капитал – в юридических правах на средства производства, то тогда идеи  тоже должны иметь форму.

Этой формой будет является “цифра” (программный продукт, представляющий собой новый вид капитала).

Именно цифра, обрамляющая идею, соединяет труд и капитал, а не разъединяет их, как это происходит сегодня, когда балом правит капитал – результат намерения подавить чужую волю, чтобы удерживать капитал в своем обладании, называя сей акт правопорядком; законностью.

Ну, а теперь только подставляй все преимущества от нового вида капитала в виде «отцифрованой идеи». Программное обеспечение (ПО) не нужно перевозить (оно передается по интернету в считанные секунды). Цифровые приложения будут заменять трудовые ресурсы и собственно сам капитал, поскольку ПО само стало капиталом. И поехали… Но уже этих трех факторов достаточно, чтобы понять, что “идея + ПО” – это капитал и труд нового свойства (оба в одном).

Теперь другое. Приложения (ПО) так же будут довлеть над традиционным капиталом, поскольку цифровое приложение – это новый вида труда-капитала. Только “оно” создано уже не на основе захвата и удержанияюридических прав на капитал с последующим “сервисом”: их защитой при помощи правопорядка и государства. Новый капитал будет создаваться на основе персонального интеллекта какого-то человека и его личного труда. Вот уж, что по истине сильнее сильного! Ведь захватить мысль (идею) невозможно никаким способом! Как минимум, захват носителя идеи будет явно усложнен, принимая в учет, что реализация идей захвата сознания – вещь принципиально перспективная. И еще… вопрос не в том, что идеи не может создавать любой человек. Вопрос в том, что идея + не капитал, а идея + цифра создает новое социальное содержание капитала – нечто, на что сложно накинуть право собственности.

Глава 4. Заключение.

Куда пойдет человечество не понятно. Новый передел – это не индульгенция от грехов, а возведение на пьедестал новой доминанты жизни: идеи, обрамленной в цифру. Это просто новый вектор в жизни человечества. Если принять во внимание, что на этой планете никогда не было “царства небесного”, то рассчитывать, что новый передел создаст человека разумного вряд ли приходится. Мы просто входим в новый виток – новый мировой передел, который не уничтожит человеческое эго. Из-за угла уже виден облик нового дракона – корпораций (ТНК). Так что доводы на счет того, что мысль нельзя захватить, вполне могут оказаться фантазией. Корпорации могут все! Захват умов ведь уже реальность. И это уже дело рук корпораций, а не Обамы или Меркель!

Смею подозревать, однако, что способный на высокую идею, трудно поддается зомбированию. И чем выше его способность создавать великую идею, тем ниже его слабость быть подверженным влиянию. Истинно свободные не умеют делать “идеи под заказ” в статусе наемного. Наши программисты, а не юристы или ТОП-менеджеры, особенно похожи на эту категорию людей.

Остается понять только один, самый главный аспект рассматриваемой темы. Что все же влияет на способность человека продуцировать такие идеи? Ведь их отсутствие (для некоторых) есть большее зло, чем опасность их воровства или превращения своих ИДЕЙ в чьи-то юридические права. Некий абрамович всегда найдет способ, как их сделать своей собственностью.

Итак, какой фактор создает в человеке то, что может быть положено в основу появления таких «звездочек» как Instagram, Viber и прочее? Какую кнопку в талантливом программисте нужно задействовать, чтобы он из простого фрилансера превратился в  “capitalists of the new century”, а не просто инженера-разработчика ПО? Но, это уже уже вопрос другой темы.

А пока, начался не принципиально новый передел…. В смысле, что суть человека, и функция этой планеты остаются неизменными….